Megagroup.ru

среда, 25 сентября 2013 г.

Ремонт по фото: американская идея и российские автосервисы.



Уфимец Александр Астров, выпускник Высшей школы экономики, стал предпринимателем всего полтора года назад. В поисках интересной идеи для собственного бизнеса Александр, работавший в то время IT-менеджером в компании «Ар Дор», бороздил просторы интернета, где и нашел Bodyshopbids.com  — проект, который зарабатывал на том, что давал автовладельцам возможность сэкономить на ремонте машины.
«Американский сайт подкупал своей простотой: человек должен был лишь сфотографировать поломку, описать дефект и отправить эту информацию на портал. Автосервисы проводили расчеты и на основе аукциона предлагали клиенту стоимость ремонта»,— рассказывает Александр.
Простая идея, которая работала в США, оказалась чересчур сложной для России
Проект-аналог «Почини мою тачку» Александр Астров, Камиль Ахияров, Борис Хомяков и Олег Рыськов разработали и запустили менее чем через год, в августе 2012-го, вложив в него около 200 000 рублей из личных сбережений. Сохранить стартовую команду не получилось: Борис Хомяков покинул проект через месяц, Олег Рыськов — весной 2013-го (оба решили не бросать работу по найму).
На одном из мероприятий в МГУ, посвященном стартапам, Александру Астрову удалось найти двух бизнес-ангелов — Василия Акимова и Дмитрия Гавву, которые совместно вложили в «Почини мою тачку» около $100 000. По данным «Интерфакс-СПАРК», доли в проекте на данный момент распределены так: 42% у Александра Астрова, 30% у Камиля Ахиярова, 8% у Олега Рыськова (сейчас проектом не занимается), 12,5% и 7,5% у Василия Акимова и Дмитрия Гаввы соответственно.
Однако простая идея, которая неплохо работала в США, оказалась чересчур сложной для России. Большинство клиентов «Почини мою тачку» «отваливались» уже на этапе подготовительной работы: точно описать дефекты (включая скрытые и внутренние поломки) могли далеко не все автолюбители. Кроме того, прямой связи автосервиса с клиентом на ресурсе не было, и это затягивало процедуру расчетов. Да и экономии не получалось: автосервисы выставляли завышенные ценники на собственные услуги, а рычагов воздействия на партнеров у «Почини мою тачку» не было.

Эксперимент с аукционной моделью длился девять месяцев. К этому времени команда выросла до девяти человек, а американский аналог обанкротился. Результаты «Почини мою тачку» не впечатляли: в системе было размещено 130 автосервисов, но за девять месяцев проведено всего 200 ремонтов.
Автосервисы завышали цены на свои услуги, а «Почини мою тачку» никак не могла на них повлиять
Посоветовавшись с обоими бизнес-ангелами, Александр Астров решил превратить «Почини мою тачку» в независимого эксперта рынка. Для этого были разработаны две стратегии. Для слесарного ремонта установили фиксированные цены на более чем 150 позиций. Стоимость кузовного ремонта оценивает собственный внутренний эксперт (10 лет проработавший оценщиком в страховых компаниях и пять лет — в автосервисах) с помощью профессионального программного обеспечения Audatex и акта дефектовки, который автовладельцы могут бесплатно получить в любом автосервисе. На практике оценка через «Почини мою тачку» позволяет клиенту экономить на ремонте не меньше 20%, уверяет основатель проекта.
Из 130 подключенных автосервисов работать по новой схеме с проектом согласились только 15%. Поэтому весной 2013 года основателям пришлось заново собирать партнеров — прежде всего за счет «холодных» звонков и личных встреч с автосервисами. В августе количество сервисов, готовых работать через «Починить мою тачку», выросло до 80. Для полноценной работы в Москве сервису требуется 120 партнеров, по несколько в каждом районе. Этого показателя, по расчетам Астрова, проект достигнет осенью. Тогда же планируется достичь и точки безубыточности: ее проекту обеспечат 150 ремонтов ежемесячно.
Когда перестраивалась бизнес-модель, проект потерял три четверти партнеров
Средний чек «Почини мою тачку» на кузовной ремонт — 20 000 рублей, на слесарный — 3000–4000 рублей. Сервис получает 10% с каждого ремонта. В системе фиксируется примерно 100 выполненных заявок в месяц. За счет органического трафика сайт ежедневно посещает примерно 500 человек, интернет-реклама обеспечивает еще 300 пользователей.
К концу года Александр Астров планирует привлечь новый раунд инвестиций (примерно $500 000) на открытие собственного колл-центра для приема заказов, активный маркетинг и масштабирование проекта на всю территорию России и СНГ. К началу 2014 года сервис заработает в Санкт-Петербурге. Основатели «Почини мою тачку» рассчитывают занять 5% столичного рынка и довести количество ремонтов по Москве до 2000 в месяц.

Комментариев нет:

Отправить комментарий