Megagroup.ru

понедельник, 6 апреля 2020 г.

Курьер-миллионер, тотальный онлайн и маски в законе - самое интересное от «Forbes.Идеи для бизнеса» за неделю

Some Image
Some Image
6/04/2020
Some Image

Валерия Житкова

Редактор раздела
«Свой бизнес и карьера»
Forbes
Some Image
 
Привет! С вами «Forbes.Идеи для бизнеса». Нам бы переименоваться в «Forbes.Идеи для бюджетников» (чтобы не быть как парень на баяне ниже), но мы пока верны бренду. 
Some Image

За то время, пока мы не слышались, ситуация для малого бизнеса не улучшилась - никаких действенных мер поддержки, к сожалению, правительство не приняло. Мы имеем только 30 дней «каникул», которые грозят добить всех, кого не добила предыдущая выходная неделя. 

Но депрессовать по этому поводу уже так надоело, что мы решили поговорить о хорошем. Моя любимая история - про бизнесмена, который стал курьером «Яндекс.Еды» (как ни странно, не от нужды), а вот главный кейс недели все-таки посвящен страдающим предпринимателям (потому что других сейчас и нет - ок, если только вы не производитель масок или продавец имбиря). Но тем, которые не просто посыпают голову пеплом, а придумали что-то, что помогает им выкарабкиваться из кризиса. 

Онлайн животворящий

Один из таких героев - Андрей Лобанов, 30-летний основатель самой крупной в России школы программирования для детей «Алгоритмика». Еще накануне новогодних праздников у Андрея все было хорошо - он растил международную сеть, продавая франшизу в Европу, Азию, США и Австралию, в октябре привлек в инвесторы Mail.ru, годовая выручка с учетом всех филиалов превысила 500 млн рублей. 
В середине января он стал получать от азиатских партнеров тревожные сообщения с просьбой придумать что-то с онлайном - родители начали массово забирать детей из кружков, боясь заразиться коронавирусом. В России о нем тогда почти не говорили - какая-то очередная китайская напасть. Лобанов отмахнулся один раз - «Да забейте, у нас очень много задач, до нас не докатится» - отмахнулся второй. На третий раз, как в любом русском сказе с хэппи-эндом, прислушался-таки к команде и перебросил все силы на пилотную версию онлайн-платформы. 

.

Как оказалось, очень вовремя: в длинные мартовские выходные на занятия «Алгоритмики» не пришло 50% учеников, а 21 марта по распоряжению Сергея Собянина закрыли все столичные школы. Для бизнеса, на 95% завязанного на офлайне, это равносильно смерти. Лобанов вспоминает, что его первой реакцией было «забиться в уголок, заплакать и сказать: «блин, все развалилось». К счастью, делать этого не пришлось - за рекордные три недели пилот онлайн-платформы был готов. На него перешли 90% всех учеников «Алгоритмики» (помогли грамотные скрипты по продажам непривычного для родителей продукта), бизнес оказался спасен.
Компания даже не просела в выручке: продаются не только стандартные курсы, но и интенсивы по Python-разработке, «пока длится карантин», а бесплатная система управления обучением для общеобразовательных школ поможет расширить базу потенциальных клиентов в сотни раз, оптимистичен (в пример всем нам) Лобанов.

Отлиться в бетоне и переждать

Но не все компании могут переехать в онлайн. И - шок - не всем это нужно. 
Многие парикмахерские и кафе, цветочные магазины и пекарни мечтают о том, чтобы просто пересидеть этот кризис, выжить и продолжить работать так, как работали до коронавируса. Такая позиция может показаться консервативной, пораженческой, трусливой и вотэвер какой еще. Но ведь и нам, когда все это кончится, захочется съесть тот-самый-круассан (а не виртуальный) в пекарне за углом и подстричься в том-самом-кресле у Татьяны, с которой уже полжизни обсуждено. 
Этот сценарий, учитывая реалии, кажется утопией. Формула проста и непреклонна: не будет онлайна или доставки - не будет выручки, не будет выручки - не будет денег, чтобы выплачивать аренду и зарплаты. Но в этой формуле есть еще одна переменная, которую бизнес может использовать, считает наш колумнист Полина Русяева, основатель маркетингового агентства для IT-стартапов The Pencil Agency. И это мы - клиенты малого бизнеса. 
Мы можем выступить кредитором для любимых заведений, приобретя сертификат на отложенную услугу. Заплати сейчас, помоги бизнесу протянуть этот месяц - и сможешь съесть круассан в первый день выхода из изоляции. Некоторые проекты уже начали практиковать эту схему: например, кофейни «Розетка и кофе» собрали с помощью таких сертификатов больше 200 000 рублей. Если вы предприниматель, возьмите на заметку, если потребитель - подумайте, готовы ли вы вложить свои 200 рублей в то, чтобы Москва после коронавируса не была похожа на выжженное поле. 

Гид по выживанию

Пока светлое будущее из колонки Полины не наступило, рассказываем, как выживать тем, у кого нет армии лояльных клиентов. Составили инструкцию с четкой дорожной картой - что, как, зачем, сколько стоит, сколько поможет сэкономить или заработать. 
В топ-5 - перейти в онлайн всем, кто может туда перейти, сократить все расходы по-максимуму (как завещала Анастасия Татулова в недавней колонке), перебросить силы сотрудников, которые оказались не у дел, на горящие сферы (придется поработать сотрудником колл-центра или курьером), изменить маркетинг (отдавать продукты бесплатно, чтобы нарастить клиентскую базу; не шутить про вирус) и свято блюсти правила гигиены, даже если вы не принимаете клиентов.

Защити себя сам

Только занесла палец написать, что самая беспроигрышная идея для бизнеса в пандемию - продавать маски и перчатки, как правительство запретило продавать медицинские маски в розницу компаниям, не имеющим медицинских лицензий. Нарушать запреты правительства нельзя, а вот зарабатывать на них законным путем можно. 
Кажется, первыми это поняли американские блогеры. Коллеги из Mashable написали о том, как пользователи TikTik и YouTube набирают миллионы просмотров и зарабатывают на рекламе благодаря простеньким видео в жанре DIY(от англ. do it yourself - сделай сам). Например, видео молодой мамы в декрете (наш любимый тип героинь до кризиса - надеюсь, скоро мы снова будем о вам писать) Эрики Андт с рассказом о том, как шить многоразовые маски со сменными фильтрами в домашних условиях, посмотрело 3,6 млн человек. Дерзайте, пока в России это не стало мейнстримом.

Хакнуть карантин

Добрались до моей любимой истории на этой неделе. Звучит она так: 38-летний владелец консалтингового агентства Сергей Ночовный, генерируя $ 2 млн выручки в год, устроился работать курьером в «Яндекс.Еду». Первое, что приходит на ум - развал бизнеса, нищета, боль, слезы. Но там все не так драматично: бизнес, несмотря на то, что завязан на Китае, живет вполне сносно, потому что контракты долгосрочные и сейчас деньги на операционку есть. Волна может догнать Ночовного к июню, а может и не догнать. Но новых клиентов нет, встречаться (даже в Zoom) не с кем, все текущие задачи встали на холд. И, чтобы не загоняться перед монитором, Сергей принял нетривиальное решение - пойти работать курьером. Главная мотивация - больше двигаться (Сергей финишировал несколько Iron Man), а курьер - одна из немногих профессий со свободным выходом во время карантина. 
Особой романтики в этой профессии нет, но гулять по пустой Москве, при этом зарабатывая по паре тысяч в день на мороженое ой гречку, в нынешней реальности далеко не самый плохой вариант. 

Око COVID

В финале немного киберпанка. Американский Inc. рассказал о стартапе, который в мирное время занимался установкой облачных ключей для муниципальных зданий и офисов (объяснюсь), а теперь играет на стороне государства, отслеживая нарушителей режима самоизоляции. Облачные ключи - это такой набор шифров, которые заменяют привычные нам замки: открыть дверь можно, только введя в приложении особый код, известный тем, у кого есть доступ в здание. В России такая схема не распространена, поэтому just believe. 
Так вот, теперь компания Openpath использует свою базу из нескольких тысяч зданий, чтобы отслеживать частоту входов и выходов людей из офисов, церквей и других учреждений. Это, в свою очередь, помогает понять, насколько эффективна политика «stay home» в том или ином штате и, возможно, ставить в пример всем остальным методику самых эффективных из них. 
У нас система слежки за нарушителями с помощью QR-кодов уже готова, но сколько еще таких незаполненных ниш подарит нам вирусная реальность?
На этом все - оставайтесь дома и, как советует основатель банка «Точка» Борис Дьяконов, «выключите нахрен панику и не бухайте». До следующей недели!
Some Image
Some Image
Some Image
Some Image
Some Image
Вы получили это письмо, потому что являетесь нашим клиентом или оставляли контакты на нашем сайте

Чтобы отписаться от этой рассылки, перейдите по ссылке

Комментариев нет:

Отправить комментарий