Megagroup.ru

понедельник, 11 ноября 2019 г.

Как предприниматели из российских регионов обожглись на франшизе международной корпорации

forbes
lin

11/11/19

Как начать бизнес

ВАЛЕРИЯ ЖИТКОВА

Редактор канала
Свой бизнес и карьера» Forbes

Facebook vk telegram

Привет! На связи Forbes.Идеи для бизнеса. Чтобы разнообразить череду безликих ноябрьских будней, мы решили сделать главной историей недели не классический кейс о молодом и дерзком стартапе, а поучительный рассказ о крупном производителе пиццы, который рискует утратить позиции на российском рынке из-за конфликтов с франчайзи. Кроме того, расскажем о банкире, который по вечерам работал таксистом, бывшем продавце запчастей, который напечатал дом на принтере и попал в Книгу рекордов Гиннеса, чайном магазине для фанатов Led Zeppelin и эликсире молодости для богатых американцев. Заваривайте кружку чего-нибудь согревающего – и начнем.

Сделать рывок

Some Image

История одной из самых известных в мире сети пиццерий Domino's Pizza началась в 1965 году в американском городке Ипсиланти. Сегодня компания представлена в 85 странах мира, включает в себя 15 900 ресторанов и продает более 3 млн пицц в сутки. Основная схема работы – франчайзинг: львиная доля пиццерий открыта партнерами, которые заключили с головной компанией договор коммерческой концессии.

В Россию Domino's Pizza пришла в 1997 году, но развивалась медленно: за 16 лет работы открыли на российском рынке всего 13 точек. Все изменилось в 2013 году с приходом новых управленцев – гендиректора Гюванча Донмеза (сейчас вице-президент по стратегическому развитию фудтех-проектов Mail.ru Group) и его заместителя Мустафы Озгул (сейчас исполняющий обязанности гендиректора Domino's Pizza Russia). За пять лет под руководством Донмеза и Озгула сеть выросла до 189 пиццерий, 78 из которых франшизные.  

Выйти за МКАД


В середине 2017-го компания вышла за пределы Москвы и области и стала продавать франшизы в регионах. Условия работы в столице и других городах были примерно одинаковы – 17 500 у.е. в виде паушального взноса, 5% роялти в регионах против 7% в Москве. Хотя, как выяснили франчайзи, покупательская способность в регионах была серьезно ниже столичной. Отличительной особенностью работы Domino's Pizza также стала настоятельная рекомендация закупать все продукты только через головную компанию. Это в будущем послужит одним из основных триггеров конфликта.  

Развязать войну

Some Image

В открытое недовольство претензии франчайзи вылились в конце 2018 года. Тогда 16 партнеров компании отправили в компанию обращение (копия есть в распоряжении Forbes), в котором просили руководство предоставить маркетинговую стратегию развития бренда на 2019 год и пересмотреть стоимость продуктов, связи и логистики для регионов. Ответа не последовало. Повторное письмо теперь уже на имя президента головной компании Domino's Pizza International Фредерика Лунду подписали владельцы 20 из 26 франчайзинговых пиццерий в регионах. В письме они жаловались на то, что сеть не предоставляет должной маркетинговой поддержки и завышает цены на продукты на 15-20% по сравнению с конкурентом «Додо Пицца». Как следует из письма, ни один из ресторанов не достиг точки безубыточности, хотя бизнес-план, который составляется на этапе подписания франчайзингового договора, обещал выход в плюс в первый же месяц работы.  

Создать прецедент


Самым «дерзким» оказался партнер из Тулы, который в начале 2019-го перестал переводить в головную компанию роялти в полном объеме. В марте Domino's Pizza в одностороннем порядке расторгла с ним договор и отключила от системы управления ресторанами. Владелец закрыл точку, оценив сумму убытка в 25 млн рублей.

Примеру тульского франчайзи последовали еще несколько региональных партнеров сети. Кто-то закрывался, кто-то договаривался о выкупе пиццерий франчайзером с дисконтом. Переломным моментом, который вывел ситуацию в публичное поле, стал иск, предъявленный Domino's Pizza в России партнером сети из Челябинска. Евгений Хоронько требует возместить больше 25 млн рублей, потраченных на запуск убыточной точки, которую тоже пришлось закрыть.  

Не терять лицо


Иск Хоронько стал прецедентом для других недовольных партнеров Domino's Pizza: идти в суд собираются еще несколько региональных предпринимателей. Сама же компания не считает происходящее чем-то из ряда вон выходящим. «Это обычный процесс общения с партнерами. Они прислали нам запрос с их конкретными ожиданиями от бизнеса, мы стали назначать с ними встречи. До сих пор мы проводим по 4-5 встреч с франчайзи каждую неделю, и это нормально», – парирует Мустафа Озгул. Слухи о негласном запрете на открытие новых франчайзинговых точек в России он также опровергает.

Куда развернется конфликт, который является то ли болезнью роста международного игрока на локальном рынке, то ли стратегическим просчетом корпорации, станет ясно уже в ближайшие месяцы, когда суд приступит к рассмотрению прецедентного иска, а другие франчайзи (среди них есть и довольные!) предпримут новые попытки выйти на прибыльную бизнес-модель.

Подробнее об истории яркого противостояния читайте в нашем материале  

ДРУГИЕ ИДЕИ ДЛЯ БИЗНЕСА

В чужой шкуре

Some Image

Наверняка каждому из вас на жизненном пути попадался таксист, который «бомбит» только ради удовольствия, а так-то у него в жизни полный порядок и «свой бизнес». Оказалось, это не всегда миф – уникумы и правда существуют. Одним из них оказался Николай Петелин, сооснователь банка «Точка», а сейчас гендиректор банка «Сфера». По нашей просьбе он рассказал о необычных менеджерских решениях, которые привели его к успеху в карьере.

Среди этих решений и обнаружился реальный опыт работы таксистом в Uber. Петелин уверяет, что сделал это не ради пиара, а чтобы понять реальную боль клиентов – индивидуальных предпринимателей. Он совершил 299 поездок – опыт, как он сам признается, не всегда был приятным, но принес пользу всему банку. Так, после этого эксперимента в «Точке» появилась услуга регистрации ИП и автоматический расчет налогов, который учитывает валютные сделки и курсовые разницы


______читать далее

Дом, который построил принтер

Some Image

Если бы Никите Чен-Юн-Таю, продавцу автозапчастей в Иркутске, сказали, что через каких-то десять лет он попадет в Книгу рекордов Гиннеса, он бы покрутил пальцем у виска. Тем не менее, в  свои 29 предприниматель напечатал самый высокий в мире дом на 3D-принтере, заработав больше $1 млн. Проект не игрушка или декорация, а полноценное здание в Дубае, в котором можно жить.

Мы рассказали о пути Чен-Юн-Тая (там было еще много интересного – например, производство бетонных указателей для кладбищ и гигантский 3D-принтер в подмосковном Ступино) и проиллюстрировали историю фотографиями того самого дубайского дома – осваиваем жанр галереи, приходите посмотреть


______читать далее

Зеленая марка

Some Image

Американский стартап Air Co. серьезно поработал над репутацией одного из самых "порочных" напитков в мире - водки. Основатели проекта Грегори Константайн и Стэффорд Шиэн научились производить этиловый спирт из углекислого газа: таким образом, они не не только не множат вредные выбросы, но еще и разумно используют образованный другими производствами СО2. Газ берут прямо из воздуха, с помощью запатентованной технологии перерабатывают его в спирт, добавляют воду и пакуют в бутылки. Кроме "зеленой" водки  Константайн и Шиэн планируют производить духи и другие продукты, в составе которых есть этанол.

Историю экологичных водочников обнаружили коллеги из американского Forbes, мы перевели для вас этот текст  


______читать далее

Хард-рок кафе

Some Image

Издание Fortune рассказало историю маленького чайного бутика с большой историей. Уроженка Израиля Илана Малка еще в 1994 году оставила корпоративную работу в банковской сфере и решила открыть в Нью-Йорке, где жила, собственный магазин винтажной одежды. В поисках помещения она наткнулась на здание, которое фигурировало на обложке альбома Physical Graffiti культовой рок-группы Led Zeppelin. Недолго думая, она назвала магазин в честь альбома, чтобы подчеркнуть культурную преемственность и привлечь фанатов группы.

В 2011 году из-за рождения дочери и отголосков недавнего финансового кризиса продажу одежды пришлось свернуть. Но совсем уходить из бизнеса Малка не хотела и решила попытать счастья в торговле чаем, в котором отлично разбиралась. Она осталась в том же помещении и даже название почти не изменила – чайный магазин открылся под вывеской Physical Graffitea (окончание «tea» переводится с английского как «чай»). Сейчас там продается больше 200 видов чая, за успокаивающими и тонизирующими травяными смесями к Малке отправляют пациентов врачи со всего города, а чашечку чая под аккомпанемент того самого альбома (или просто в тишине) можно выпить за столиком прямо внутри бутика


______читать далее

Кровь с молоком

Some Image

Редакция блога OneZero платформы Medium вспомнила историю одного из самых неоднозначных стартапов в мире – Ambrosia. Проект выкупал у молодых здоровых доноров плазму крови и переливал ее богатым пожилым клиентам. Считалось, что это помогает последним омолодить организм. Литр «амброзии» стоил $8000, два – $12 000 (оптом дешевле!).

Эффективность процедуры не удалось доказать научно, и в начале 2019 года FDA выпустило предостережение о потенциальной опасности омоложения чужой плазмой. Но запретить не запретила – ничего противозаконного основатели не делали. На фоне предупреждения Ambrosia свернула деятельность, но на прошлой неделе возобновила продажи – теперь у молодой плазмы снова все шансы превратиться в золотую жилу


______читать далее

На этом все – не бойтесь идти против течения, как франчайзи Domino's, ставить эксперименты над собой, как Николай Петелин из «Точки», и зарабатывать на причудах богачей, как основатели Ambrosia. До следующей недели!

Подписаться
Поделиться
Facebook vk telegram

Вы получили это письмо, потому что являетесь нашим клиентом или оставляли контакты на нашем сайте

Чтобы отписаться от этой рассылки, перейдите по ссылке

Комментариев нет:

Отправить комментарий